16 млн долларов в час: расходы на устранение последствий климатического кризиса бьют рекорды
Новое исследование на основе объединенных данных новозеландского университета показало, что климатический кризис обходится в 16 миллионов долларов в час из-за ущерба от экстремальных погодных условий. Анализ показывает, что ущерб в период с 2000 по 2019 год в результате увеличения количества штормов, наводнений и волн жары составил не менее 2,8 триллионов долларов.
Исследователи подготовили отчет, объединив данные о том, насколько глобальное потепление ухудшило экстремальные погодные явления, с экономическими данными об ущербе. Исследование также показало, что число людей, пострадавших от природных катаклизмов, составило 1,2 миллиарда человек за два десятилетия.
За последние десятилетия ураганы, наводнения, волны жары и засухи унесли множество жизней и причинило огромный материальный ущерб, а глобальное потепление сделало эти явления более интенсивными. Исследование является первым, в котором подсчитана глобальная сумма затрат, непосредственно связанных с глобальным потеплением, вызванным антропогенным фактором. Две трети ущерба были связаны с человеческими жертвами, а треть — с уничтожением имущества и других активов: 16% приходится на тепловые аномалии и 10% на наводнения и засухи.
Профессор университета Виктории в Веллингтоне (Новая Зеландия) Илан Ной и его коллега Ребекка Ньюман рассмотрели статистику и оценили средний показатель расходов из-за последствий катаклизмов. Средний климатический ущерб составит от 60 до 230 миллиардов долларов. Эти цифры намного выше, чем те, что выдавало компьютерное моделирование, которое основано на изменениях средней глобальной температуры, а не на экстремальных температурах, которые все чаще наблюдаются в мире. The Guardian отмечает, что эта цифра значительно ниже 7 триллионов долларов в год, которыми оперирует индустрия ископаемого топлива.
Всего затраты на климатические издержки за последние 20 лет составили 140 миллиардов долларов, но это средняя цифра. Ученые говорят, что подсчет велся без данных о снижении урожайности земель и повышения уровня мирового океана. В отчете профессор сравнил данные со 100 миллиардами долларов, которые богатые страны выделили из бюджета бедным. Отмечается, что 90% выделенных денег были направлены на сокращение выбросов углекислого газа.
Профессор Ной отметил, что было много экстремальных погодных явлений, по которым не было данных о количестве погибших или экономическом ущербе: «Это указывает на то, что наша общая цифра является значительным преуменьшением». Например, по его словам, статистика смертности от волн жары доступны только в Европе: «Мы понятия не имеем, сколько людей погибло во всей Африке к югу от Сахары».
Годы с самыми высокими затратами, связанными с климатом, включают 2003 год, отмеченный разрушительной европейской жарой; 2008, омраченный циклоном Наргис в Мьянме; и 2010 год, пострадавший от засухи в Сомали и российской жары.
В анализе использовалась статистическая стоимость смертности вследствие катаклизмов: «Многим людям очень не нравится мысль о том, что мы устанавливаем цену на жизнь. Это стандартная экономическая практика, и она возникает потому, что, в конечном итоге нам нужно принимать решения об инвестициях в различные вещи», — признал Ной.
По данным Всемирной метеорологической организации, с 1970-х годов зарегистрированный ущерб от экстремальных погодных катаклизмов увеличился в семь раз. Однако отделить глобальное потепление от роста населения и миграции сложно.
В исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, использовался другой подход. Он основан на том, как именно изменился климат. Были проведены сотни исследований, в ходе которых было подсчитано, насколько глобальное потепление вызывает экстремальные погодные явления. Это позволяет оценить долю ущерба, возникшего в результате антропогенного нагрева.
Напомним, что на климатическом саммите ООН Cop27 в 2022 году страны договорились создать фонд для возмещения потерь и ущерба, чтобы помочь более бедным странам восстановиться после стихийных бедствий. Профессор Ной призвал использовать его методологию, указывая, что «это может помочь быстро определить конкретные климатические издержки отдельных стихийных бедствий, что позволит ускорить доставку средств».
Доктор Стефан Аллегатт из Всемирного банка, не входящий в исследовательскую группу, сказал: «Ключевая идея заключается в том, что изменение климата заметно увеличивает глобальные экономические потери от стихийных бедствий. Это стало предметом споров: некоторые утверждали, что последствия изменения климата незначительны по сравнению с другими факторами, такими как экономический рост и урбанизация».