Новости

Российские ученые рассказали про образование канцерогенного облака при взрыве снарядов с обедненным ураном

Взрыв в украинском городе Хмельницкий вызвал панику среди местного населения — из города вывозят детей, взрослые опустошили аптеки, скупая препараты с йодом. Говорят о том, что на складе могли быть поставленные Украине Британией снаряды с обедненным ураном-238. Риски, которым могут подвергнуться местные жители Хмельницкого, Тернополя и Львова, мы обсудили с российскими учеными.

Российские ученые рассказали про образование канцерогенного облака при взрыве снарядов с обедненным ураном

Итак, в Хмельницком, который находится в 380 километрах западнее Киева, российские ВКС ударили по складам предприятия «Катион», где, по всей видимости, хранились привезенные боеприпасы с обедненным ураном. 

Огромное облако, очень напоминающее тот самый ядерный «гриб», в ночь на 13 мая очень напугал жителей Хмельницкого, а также тех, кто проживает западнее от него, в Тернополе и Львове. Панику подогрели местные политические деятели. Прозвучавшие из их уст фразы об «урановой пыли, вызывающей страшные заболевания» и призывы «срочно вывозить детей к бабушкам и дедушкам» возымели действие не хуже тех самых снарядов. 

Радиационный фон после взрыва на складе, действительно «скакнул» существенно: согласно данным портала SaveEcoBot, где размещена карта радиационного фона на Украине, в ночь на 13 мая в Хмельницком зафиксирован скачок уровня радиации с 80-100 до 140-160 нанозивертов в час.

О том, насколько это может быть опасно для населения, мы поинтересовались у специалиста по радиационной безопасности, кандидата физико-математических наук, заведующего отделом Института медико-биологических проблем РАН Вячеслава Шуршакова.

— Озвученные данные (до 160 нанозивертов) – это уровень радиации, который находится в пределах нормы, – говорит Вячеслав Александрович. – Уточню, что фоновый уровень равен 0,1 микрозиверта в час, что соответствует 100 нанозивертам в час. То есть, зафиксированный уровень вполне допустим. В частности, для помещения вполне допустимы и 200 нанозивертов в час.

– Начиная с какой цифры, уровень радиации можно считать опасным для населения?

– Если фон будет превышен хотя бы в пять раз.

– Что представляет собой уран-238? Каких мер предосторожности надо придерживаться при обращении с ним?

– Такой уран только в чай класть не надо, голыми руками к нему прикасаться. Он используется в снарядах только для того, чтобы пробить броню, поскольку его плотность больше, чем у свинца. 

Для примера, если на поле будет лежать кусок такого урана, вы его даже с дозиметром не найдете, потому что он будет излучать на уровне фона. Это, что касается радиационной опасности. Однако, что касается риска во время его взрыва, там возникает другая опасность, которая большая связана с химическими свойствами урана.

По словам советского и российского специалиста по безопасности ядерной энергетики, члена Совета Центра экологической политики России Валерия Меньщикова, основная опасность снарядов с обедненным ураном, действительно, возникает именно во время его взрыва:

— Создается высокая температура и часть этого уранового сердечника расплавляется и переходит в определенную газовую форму, – поясняет Меньщиков. – Именно это облако очень канцерогенно. 

Мир узнал об этом после того, как НАТО применило «урановые» снаряды в Сербии (в прошлом — Югославии). После, в течение 10-15 лет после бомбардировок 1999 года там рождались дети с серьезными генетическими заболеваниями и фиксировалась высокая смертность от онкологии. Все это было вызвано именно урановыми канцерогенами, которые загрязнили югославские земли и реки.

Все осложняется тем, что период полураспада этих элементов очень большой, и, чтобы обустроить качественное дальнейшее проживание людей на этих территориях, надо, как минимум, утилизировать слой почвы.

Россия всегда выступала против использования снарядов с обедненным ураном во время войн, но, к сожалению, ни МАГАТЭ, ни ВОЗ до сих пор не выступили с таким же требованием, даже несмотря на вопиющие факты сербской трагедии.

Самые скептически настроенные медики после той трагедии отмечали, что для того, чтобы заметить рост онкозаболеваний, связанный с бомбардировками НАТО, должно пройти 20 лет. Прошло уже чуть больше, однако серьезный научных статей как не было, так и нет.

Добавить комментарий