Эксперт объяснил рост космических аварий в мире
Звездное небо. Архивное фото
Неудачных стартов, подобных тому, который произошел с ракетой Terran-1, в последнее время в мире стало больше из-за появления новых компаний, которым дешевле отрабатывать лёгкие ракеты сразу в ходе пусков, а не на предварительных испытаниях, заявил РИА Новости руководитель российского Института космической политики Иван Моисеев.
Первый пуск ракеты лёгкого класса Terran-1 американской компании Relativity Space утром в четверг прошел неудачно: ракета не достигла орбиты из-за нештатной работы двигателя второй ступени. Ракета отличается тем, что значительная часть элементов её конструкции и топливные баки изготовлены методом 3D-печати. Кроме того, в случае успеха она стала бы первой метановой ракетой, достигшей орбиты.
«В последнее время увеличилось число аварий в мире как раз из-за того, что приходят новые игроки, новые предприятия, которые имеют меньше опыта. А с другой стороны, они делают в основном лёгкие ракеты, проще и дешевле экономически получается не строить специальные стенды для длительной наземной отработки, а работать прямо на ходу, пытаясь запустить», — сказал Моисеев.
Сам пуск он назвал не критичным, в том числе из-за того, что вывод полезной нагрузки не планировался, то есть пуск был исключительно испытательным.
При этом он отметил, что аддитивные технологии, которые используются при создании Terran-1, очень перспективны в космической технике и позволяют удешевить ракету. Кроме того, они найдут своё применение в миссиях на другие космические тела, в том числе на Луну, считает Моисеев. Использование метановых двигателей, по его словам, также является перспективной технологией.
Как сообщалось, основное преимущество метана относительно керосина, гидразина и других видов топлива — он чище, то есть оставляет намного меньше нагара, что благоприятно влияет на возможность многоразового использования: проще готовить двигатель к следующему полету.