Онлайн-инкассация: как новый сервис экономит бизнесу время и деньги

Дзен

Первый вице-президент Газпромбанка Андрей Королев
Автоматизированная депозитная машина (АДМ) – это ноу-хау для мгновенного перевода бумажных денег на расчетный счет в банке. По сути это мини-банкомат у вас под столом или в кассовой зоне, в который можно вносить наличные. Примечательно, что российская АДМ была изобретена и запатентована уже в 2016 году. При наличии определенной вариативности в плане производителей мы в Газпромбанке выбрали АДМ от российского разработчика. Это полностью импортонезависимое решение себя оправдало. Можно сказать, мы начали создавать российскую историю принципиально нового продукта. Сервис включает в себя несколько этапов. Сначала мы устанавливаем в торговой точке или офисе клиента компактное устройство для приема, проверки и хранения наличных денег. Кассир в любое удобное время и сколько угодно раз в течение дня вносит в устройство наличные, и они сразу зачисляются на расчетный счет компании. Далее банк удаленно контролирует заполненность АДМ и обеспечивает инкассацию, когда это необходимо, при этом оптимизируя затраченные ресурсы, поскольку данная операция не привязана к окончанию рабочего дня. Да, инкассаторы по-прежнему нужны, но количество заездов сокращается в 5-10 раз в зависимости от оборота торговой точки.
Важный момент – кто отвечает за средства и на каком этапе. Как только сотрудник внес наличные в АДМ, его ответственность за них закончилась. Это важное преимущество перед традиционными способами работы с наличным оборотом (классическая инкассация или внесение выручки на счет через банкомат), ведь теперь сотрудники тратят значительно меньше времени и сил на инкассацию. При онлайн-инкассации кассиру нужно только внести наличные средства в устройство, получить чек и больше ничего. Когда на точку приезжает инкассатор, кассиру даже не обязательно с ним взаимодействовать.
Зачисление средств онлайн выгодно компаниям. Когда деньги на счете, их можно эффективно использовать, снижается риск кассовых разрывов, можно размещать средства в депозиты или погашать овердрафт. АДМ – это фактически отделение банка в магазине.

Руководитель казначейства АО «ВкусВилл» Яна Черниговцева
На онлайн-инкассацию мы перешли в 2019 году, когда она только начала развиваться, установив АДМ «на пробу» у одного из перевозчиков. Сейчас эти и вновь размещенные машины принадлежат банку, но на нас как клиенте это никак не отразилось: ни физически, ни логистически. АДМ стоят на прежнем месте, поменялись лишь программные настройки и сопутствующий документооборот.
Оглядываясь назад, могу с уверенностью подтвердить, что мы не прогадали. В последние годы классическая инкассация переживает настоящий кризис: уход с рынка крупных инкассаторских компаний, значительный рост нагрузки на инфраструктуру перевозки наличных денег, нехватка людей, сокращение количества бронированных машин, и как следствие, увеличение тарифов в несколько раз.
В онлайн-инкассации мы видим только плюсы: она выгоднее классической ежедневной инкассации в 1,5-2 раза, выручка мгновенно зачисляется на счет, и мы можем этими средствами пользоваться. Мы больше не привязаны к графику заездов инкассаторов, а сотрудникам не нужно вручную обрабатывать наличность и тратить время на заполнение документов. Персонал мы обучили быстро: внести деньги в АДМ даже проще, чем в банкомат. Проблем у новых сотрудников также не возникает.
Инкассация депозитной машины полностью на стороне банка, нас она уже не интересует, так как деньги уже зачислены на наш счет. Как только наличные попали в устройство, сотрудники могут о них не беспокоиться – они под защитой банка. Кроме того, АДМ включает в себя функцию проверки подлинности банкнот. При классической же инкассации процесс занимал много времени: пересчитать, проверить и упаковать наличность, встретить инкассаторов и проверить удостоверения, заполнить и подписать документы. На сотрудниках лежала большая ответственность за наличные, они отвлекались на непрофильные задачи и нервничали. Онлайн-инкассация полностью освободила их от этого. Мы во «ВкусВилл» стараемся создать теплую и доброжелательную атмосферу, поэтому нам важно, чтобы сотрудники были в хорошем настроении и могли полноценно оказывать помощь нашим покупателям.
— Андрей, снова вопросы к вам. Преимущества онлайн-инкассации для компаний с большим оборотом понятны. А могут ли небольшие компании подключиться к этой услуге или для них это слишком дорого? В каких сегментах рынка сервис может найти применение?
Перейти на онлайн-инкассацию может компания любого масштаба вне зависимости от оборотов или размеров выручки. Сфера деятельности при этом не имеет значения: магазины, аптеки, химчистки, мастерские – любые предприятия торговли и сервиса. Если вы принимаете наличные за товары и услуги, онлайн-инкассация будет для вас актуальна. Мы подключаем и холдинги из топ-50 ритейлеров федерального масштаба, и ИП «на районе». Депозитную машину можно купить или арендовать у банка, в этом нет принципиальной разницы.
Всего в России около миллиона торгово-сервисных предприятий, из них потенциально нуждаются в онлайн-инкассации примерно 600 тысяч. Поскольку онлайн-инкассация сейчас гораздо выгоднее и удобнее «классики», число точек с АДМ будет только расти. Наличные деньги в обозримом будущем не уйдут из оборота, и в отличие от тех же пластиковых карт и различных цифровых платежных инструментов, будут оставаться одним из самых безопасных и надежных способов оплаты товаров и услуг в любом уголке России.
Переход на онлайн-инкассацию ускорил технологический рост компании. Мы всегда ставили себе высокую планку, а теперь еще пристальнее следим за современными сервисами. Цифровизация – один из ключевых векторов развития нашей компании, и речь не только о сокращении издержек и оптимизации процессов. Технологичность помогает нам сохранять стабильность и способствует развитию бизнеса.