Ученые разработали концепцию непрерывной подготовки учителя
Ученые СГУ разработали новую концепцию непрерывной подготовки учителя из трех взаимосвязанных элементов. Помимо высшего образования, она подразумевает педагогический класс для старшеклассников и профильную «интернатуру», сообщили в пресс-службе вуза.
По мнению исследователей Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, система непрерывного образования учителя нуждается в переформатировании. Педагогическое образование – одно из приоритетных направлений подготовки студентов в университете.
“Мы единственные из классических университетов России пошли на риск и, кроме очевидных научных проектов (по медицине, электронике, химии и новым материалам), заявили в рамках программы “Приоритет 2030” пятый стратегический проект – “Учитель в образовательной парадигме”.
Елена Елинаруководитель приоритетных проектов и программ СГУ
Елина пояснила, что программы работы с молодыми учителями СГУ не предполагают собственно предметной подготовки. Это программы адаптации недавнего выпускника к условиям работы в школе. Они должны помочь специалистам в решении задач: как работать с одаренным детьми, как преодолевать следы девиантного поведения; как общаться с родителями, как построить отношения с руководством школы; как разрешить конфликт в классе.
Важной задачей сегодня становится восполнение дефицита педагогических кадров, считают в СГУ. В отдельных муниципальных образованиях Саратовской области еще год назад не хватало четверти учительского состава. Доля молодых (до 39 лет) учителей была очень мала, многие молодые учителя уходили из профессии в первые два года работы.
Концепция непрерывной подготовки учителя, предложенная исследователями СГУ, направлена, в том числе на решение этой проблемы. Она представляет собой траекторию, состоящую из трех взаимосвязанных элементов.
Участники летнего педагогического нетворкинга
Основной элемент – это высшее педагогическое образование. К нему ученые СГУ предлагают добавить еще два. Первый – это педагогический класс СГУ для старшеклассников региона, планирующих поступить на программы по педагогической направленности. Второй – Центр поддержки молодых учителей “Консилиум” для выпускников-педагогов, чей стаж работы в школе не превышает 3 лет. Это своего рода педагогическая “интернатура”.
На базе саратовской гимназии №7 Центр поддержки молодых учителей ежемесячно проводит занятия, на которые приезжают до 100 учителей из разных районов области, рассказали специалисты. Формат этих встреч включает лекции университетских профессоров и мастер-классы успешных учителей. Также проводятся занятия, связанные с включением учителей в процессы цифровизации.
Другой элемент предложенной концепции – это открытый осенью 2021 года виртуальный педагогический класс. В отличие от общепринятой программы психолого-педагогических классов, разработанной Министерством просвещения России, педкласс СГУ ориентирован на собственный образовательный контент.
“Мы не знаем аналогичных проектов. Педклассы существуют в регионах, к работе в них подключены школьные учителя. Университетские педагогические классы – явление редкое. Наш проходит в виртуальном формате. Это дает возможность детям из отдаленных районов регулярно общаться с университетскими преподавателями», – прокомментировала Елена Елина.
Она добавила, что 98 выпускников этого класса поступили на педагогические направления подготовки в СГУ.
На данном этапе перед учеными стоит задача дальнейшего совершенствования созданной системы, поиска новых тем и форматов общения с школьниками, организации и проведение первой областной педагогической олимпиады школьников.
Концепция непрерывной подготовки учителя разрабатывалась в рамках стратегического проекта Саратовского государственного университета «Учитель в образовательной парадигме» федеральной программы «Приоритет-2030».