В СПЧ выступили за изучение астрономии в российских школах
Модель солнечной активности. Архивное фото
Член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ, народный учитель России Сергей Рукшин выступил за возвращение в школьную программу изучения астрономии, поскольку в ней очень много аспектов, касающиеся современной жизни человека.
Ежегодно 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики, посвященный первому полету человека в космос.
В беседе с РИА Новости Рукшин отметил, что до сих пор астрономия изучается в большинстве российских университетов – в программах физико-математических, математико-механических факультетов. «»Это, безусловно, не только наблюдательная астрономия, это ещё и (предмет), связанный с математикой, с небесной механикой, и он составляет существенную часть тех знаний, того культурного наследия, о которых председатель СПЧ Валерий Фадеев говорил на открытии неделю назад Международного образовательного форума в Петербурге. Человек, который не обладает культурой, повторяю, не деталями, не тонкостями, а не обладает культурой знания о мире, всегда будет открыт и доступен фальсификации, навязыванию чужих мнений и так далее», — подчеркнул Рукшин.
Кроме того, говоря о наследии, профессор отметил, что как таковое право преподавать его в школах далось человечеству непросто и не сразу. Так, официальный Ватикан признал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, только в 1992 году.
«Не все даже представляют, насколько это было поздно, и что тех, кого сожгли за противную точку зрения, сожгли зря. Так вот, само право преподавать астрономию – это тоже культурное достояние человечества, и астрономия как наука, а не как сказание о сотворении мира в различных религиях, – это тоже часть образования каждого культурного человека», — сказал Рукшин.
«Поэтому мне, безусловно, близки те времена, в которые я учился в школе, наши родители учились в школе, когда человек получал основные астрономические знания», — добавил он и отметил, что эти знания не сводились к романтике древних веков, дававших красивые мифические имена созвездиям, а охватывали аспекты астрономии, которые касаются жизни современного человека.
А этих аспектов, по словам эксперта, очень много: от спутников, которыми человечество пользуется при установлении связи по телефону и интернета, до запуска ракет, до поддержания боеготовности войск, использования астрономических спутников в навигации и так далее. «»Поэтому, если отвечать по системе «да/нет», это было бы полезно, это составная часть культурного наследия», — подчеркнул он.
Также он отметил, что астрономия, начиная с античных времён и средних веков, имела крайне важное значение для практической деятельности, для совершенно различных сторон в жизни человека. Даже церковь, которая боролась в средние века с наукой, нуждалась в астрономии и математике, поскольку христианские праздники, кроме постоянных, прикрепленных к дате календаря, бывают и переходящими, привязанными к Пасхе.
«Пасхалии — это чисто астрономическое явление: первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия», — добавил Рукшин.
Прежде чем ввести этот предмет в школах, нужно подробно обсудить, в каких объемах преподавать астрономию, считает профессор. «»Каждый хороший учитель должен договориться сам с собой, со своей совестью и с коллегами, преподающими другие предметы, о том, каково место этого предмета в мировоззрении школьника, в его будущих знаниях, которые могут потребоваться при приобретении профессии, ну и заодно с тем, чтобы школьник не был перегружен», — указал Рукшин.
По его словам, если каждый предмет объявлять главным и необходимым, то учебная неделя и домашние задания превысят объем, который школьник в состоянии сделать без психологических травм и потери здоровья.
«И именно этот вопрос надо обсуждать: каково фундаментальное ядро знаний по астрономии, которые мы должны дать всем», — заключил он.