Рогозин заявил, что не верит в реализацию ExoMars совместно с Европой
Проект возможной жизни на Марсе. Архивное фото
Гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что не верит в возможности реализации второй части проекта ExoMars совместно с Европой.
«Британский собеседник нам сказал, что он, конечно, от имени Европейского космического агентства вместе с руководителей Йозефом Ашбахером обратится к конгломерату стран Евросоюза, которые являются участниками космического сообщества, за получением согласия на 2024 год. Я в это не верю», — сказал Рогозин в эфире телеканала «Россия 24».
По его словам, в качестве одного из вариантов рассматривалось возвращение к совместной работе над миссией с возможным пуском в 2024 году. Ещё один вариант — прекращение взаимодействия и отправка европейского оборудования из России и российского обратно из Европы.»Думаю, что с учетом того безумия, которое творится сегодня в европейских столицах, они готовы жертвовать не только совместными программами, а благополучие и безопасностью собственных граждан», — добавил Рогозин.
Ранее в «Роскосмосе» сообщили, что обсуждают с ЕКА сложившуюся вокруг ExoMars-2022 ситуацию и варианты дальнейших действий, одним из которых может быть возврат в РФ российского оборудования, находящегося на территории ЕС, и возврат в ЕКА европейского оборудования, находящегося на территории России.
Ранее глава Европейского космического агентства Ашбахер заявил, что необходимо обсудить с Россией возвращение оборудования, которое должно было быть задействовано для совместной миссии ExoMars.
Правящий совет агентства счел невозможным дальнейшее сотрудничество с «Роскосмосом» по миссии ExoMars из-за событий на Украине. Европейское космическое агентство заявило, что будет полностью выполнять санкционные меры против России. Однако на прошлой неделе в пресс-службе «Роскосмоса» сообщили РИА Новости, что госкорпорация и Европейское космическое агентство продолжают обсуждение возможности реализации совместной миссии.
Рогозин ранее говорил, что Россия самостоятельно проведет миссию на Марс, хоть её подготовка и затянется на несколько лет и её придётся реализовать без марсохода.
Предназначавшуюся для старта ExoMars-2022 ракету «Протон-М» отправили на космодром Байконур, её используют для другого пуска. ЕКА рассматривает в качестве партнера по марсианской миссии НАСА, а запуск возможен не ранее 2026 года.
Старт второй части российско-европейской миссии ExoMars переносился несколько раз – сначала с 2018 на 2020 год, а затем из-за сложностей, связанных с пандемией COVID-19, был отложен на 2022 год (пусковое окно, когда с Земли удобно лететь к Марсу, открывается раз в два года). Российская посадочная платформа «Казачок» должна была доставить на Красную Планету европейский марсоход Rosalind Franklin. Запуск должен был стать продолжением миссии ExoMars-2016, состоявшей из европейского орбитального модуля TGO с двумя российскими научными приборами и европейского посадочного модуля Schiaparelli. В октябре 2016 года TGO вышел на орбиту вокруг Марса и работает до сих пор, а Schiaparelli разбился при посадке.