Предугадать ДТП. В России вычислили предпосылки тяжелых и легких аварий
Количество пассажиров в машине, пол водителя и даже цвет автомобиля влияют на вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий и степень тяжести последствий – определили ученые СПбПУ. Результаты исследования опубликованы в журнале Sustainability.
Сокращение дорожно-транспортных происшествий до минимума – одна из приоритетных задач правительства РФ и городских властей. Помочь достижению этой цели может четкое и системное знание о том, какие факторы увеличивают вероятность аварий на дорогах, в частности, что приводит к наиболее травмоопасным происшествиям, считают в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ).
Для создания базы данных о неучтенных причинах ДТП и факторах, влияющих на их масштабы, исследователи университета использовали так называемое машинное обучение компьютера (один из методов работы искусственного интеллекта).»В исследовании была использована порядковая пробит-модель для выявления взаимосвязи влияния факторов (недостатки дорожно-транспортной инфраструктуры, человеческие факторы, освещение, погодные условия, характеристики ТС) и уровня тяжести последствий ДТП», – рассказала специалист Института промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ Мария Родионова.
Более всего повышает летальность ДТП отсутствие освещения на дорогах (10,3—13,9 процента), продолжила исследовательница. Вместе с тем осадки в виде дождя и снега тоже увеличивают вероятность смертельно опасных аварий на 1,3—1,7 процента. К человеческому фактору в вузе относят количество пассажиров в салоне: каждый находящийся в автомобиле человек повышает вероятность получения при аварийной ситуации значительных травм на 3,9 процента.
Согласно аналитике СПбПУ, 40,5 процента водителей мужчин попадает в ДТП с тяжелыми травмами, а в случае автомобилисток – 32 процента. В статистике дорожно-транспортных происшествий с некритичными повреждениями водителей ситуация противоположна: среди представительниц женского пола прецедентов больше, а среди мужчин – меньше.
Также на аварийность влияет даже цвет автомобиля, уверены в вузе.
«Более агрессивные водители в среднем могут выбирать более яркие модели авто и наоборот, это тоже маркеры. Дальнейшее изучение этого направления позволит предложить дополнения в профессиональную подготовку водителей с учетом их поведенческих особенностей» – считает доцент Института промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ Анги Схведиани.
Ученый добавил, что белые машины попадают в ДТП реже, так как являются более заметными на дороге. Синие и зеленые машины с большей вероятностью сталкиваются с другими авто.
Исследование проведено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».