«Построили аэродром». Россия укрепляет позиции на другом континенте
- Где начинается белая полоса
- «Восток» — дело сложное
- Арбузы во льдах
- Новый флагман
Сотни ученых и технических специалистов отправляются в Антарктиду. И не только для того, чтобы осваивать Ледовый континент, проводить климатические, экологические, физические исследования. Экспедиция поможет и лунной программе.
Где начинается белая полоса
Шестьдесят восьмая Российская антарктическая экспедиция (РАЭ) стартует 15 ноября, когда из Петербурга выйдет в море ледокол «Академик Федоров» с участниками рейда, снаряжением и топливом. Многих специалистов, включая строителей, в Антарктиду уже доставил Ил-76.
Для тяжелого транспортного самолета в этом году построили новый аэродром рядом с базовой российской станцией «Прогресс». До этого Ил-76 приземлялся только у станции «Новолазаревская», а «Прогресс» принимал малую авиацию.
«Суровый климат позволяет нам проводить сезонные работы в Антарктиде на протяжении лишь нескольких месяцев, — приводит пресс-служба слова Александра Макарова, директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). — С открытием новой взлетно-посадочной полосы этот срок заметно увеличивается, а значит, расширяется масштаб нашей деятельности на континенте. Это важное событие, которое в корне изменит работу Российской антарктической экспедиции».
Разгрузка транспортного самолета Ил-76 на аэродромной базе российской научной станции «Новолазаревская» в Антарктиде
ВПП назвали в честь петербургского футбольного клуба «Зенит». По словам Макарова, среди полярников много любителей «игры номер один» — они не только болеют, но и сами не прочь погонять мяч. Так, в Антарктиде традиционно проходит международный чемпионат континента по футболу среди участников экспедиций из разных стран.
Седьмого ноября из Кейптауна на станцию «Прогресс» прибыл ИЛ-76ТД-90ВД авиакомпании «Волга-Днепр». Самолет преодолел 5300 километров за 6,5 часа с 6,6 тонны груза и 82 участниками экспедиции на борту. По словам директора института, приземляться пришлось в условиях «практически нулевой видимости».
«Восток» — дело сложное
В этом году на единственной российской внутриконтинентальной антарктической станции «Восток» приступят к строительству нового корпуса. Научный форпост основали в 1957-м, с тех пор неоднократно реконструировали, консервировали. Первые сооружения давно погребены под снегом на большой глубине, остальные — занесены полностью или частично. Инфраструктуру необходимо заменить полностью.
Тут самые суровые условия. Именно на станции «Восток» зафиксировали минимальную температуру на поверхности Земли — минус 89,2 градуса Цельсия. Среднегодовой показатель — минус 55. Кроме того, высота — 3488 метров над уровнем моря, а из-за сильных морозов содержание кислорода эквивалентно пяти тысячам для средних широт.
Российская антарктическая научная станция «Восток»
Готовясь к строительству, специалисты три сезона послойно уплотняли «фундамент» — снежную плиту площадью 200 на 120 метров и толщиной три метра. Прошлой зимой (то есть антарктическим летом) на побережье доставили элементы конструкции, другие грузы — всего 11 тысяч тонн.
Однако от «Прогресса» до «Востока» — почти 1,5 тысячи километров. Для транспортировки расчистили трассы, расставили ориентиры. На отметках 550 и 1100 километров от «Прогресса» оборудовали промежуточные опорные пункты — подбазы, куда завозят топливо для дозаправки.
Часть грузов уже привезли — совершили 14 санно-гусеничных походов общей протяженностью более 30 тысяч километров. Надо отправить еще более 2,5 тысячи тонн строительных материалов и топлива. Для этого есть 40 транспортеров «Полар-300» и пять тракторов «Катерпиллар».
Новый зимовочный комплекс станции «Восток»
«Операция с таким объемом и массой груза проводится в Антарктике впервые», — отмечают в компании «Запсибгазпром», которой поручили строительство объекта.
Проект разработала немецкая компания Ramboll. Длина станции — 140 метров, ширина — 13,5 метра, максимальная высота — 17,5. Это сопоставимо с пятиэтажным домом на пять парадных, уточняет Александр Макаров. Площадь помещений — более 1911 квадратных метров. Толщина утепления стен — 80 сантиметров. «Комплекс будет стоять на 36 опорах высотой три метра, что позволит ему оставаться не занесенным снегом на протяжении многих лет», — подчеркивают в ААНИИ.
Станция рассчитана на 15 человек в зимовку и 35 в сезон. В их распоряжении будут современный медицинский блок с операционной, стоматологическим и рентген-кабинетом, барокамерой, кают-компания с бильярдом и кинозалом, спортзал и сауна.
В этом сезоне планируют собрать три из пяти модулей комплекса. Завершат работы к 2025 году.
Арбузы во льдах
Обширная научная программа РАЭ-68 включает в себя исследования в разных областях — от климатологии до биологии. Уже по ходу рейса ледокола «Академик Федоров» предусмотрены работы по изучению микропластика в Южном океане. В предыдущей экспедиции на судне «Академик Трешников» брали пробы воды на содержание частиц.
Первые результаты ожидают к весне. Но уже сейчас очевидно, что микропластик влияет и на Южный океан. «Такие исследования ранее не выполнялись, и они имеют огромное значение для мировой науки», — говорит Макаров.
Ледники записывают данные об атмосфере планеты, как музыкальная пластинка. А лед в Антарктиде толще, чем где бы то ни было. В прошлом сезоне гляцио-буровой отряд на «Востоке» поднял с глубины 3453 метров ледяной керн возрастом 567 тысяч лет. В этом году собираются заглянуть в прошлое на миллион лет.
Кроме того, станция служит аналогом долговременной обитаемой базы на Луне. Исследования по этой программе ведут несколько российских институтов. Одно из направлений — круглогодичное выращивание растений в оранжерее методом понопоники (на питательных средах, без почвы). И уже есть успехи: отработали 58 сортов различных культур. За год собрали урожай — 28,5 килограмма томатов и девять — перца на один квадратный метр.
Восточная и Западная Антарктида
Теперь на «Востоке» хотят получить первые антарктические огурцы и арбузы.
«Растения пополнят рацион зимовщиков, — отмечают в ААНИИ. — К тому же оранжерея создает благоприятный эмоциональный фон на станции».
Ученых интересует и фауна. До сих пор на континенте и у его берегов находят новые виды как простейших, так и более крупных организмов. При этом задача исследователей — не только сделать открытие, но и не допустить загрязнения Антарктиды инвазивными организмами. Местная экосистема очень хрупкая. По словам начальника РАЭ Александра Клепикова, недавно к нему обращались с просьбой помочь в организации путешествия на собачьих упряжках. Однако это невозможно: завоз животных в Антарктиду строго запрещен.
Тем не менее заражение уже произошло, и далеко не самым приятным для человека видом. На Антарктическом полуострове — самом теплом и доступном участке континента — с недавних пор поселились комары, отчего страдают, в частности, обитатели российской станции «Беллинсгаузен».
Новый флагман
На пресс-конференции в Петербурге директор ААНИИ рассказал также о будущем Антарктического флота. В институте разрабатывают проект судна, которое должно прийти на смену «Академику Федорову» — ледоколу, построенному в Финляндии в 1987-м.
Флагманом научно-экспедиционного флота станет «Иван Фролов». Будущий ледокол назвали в честь российского полярника и ученого.
Длина — порядка 165 метров, класс Arc7. Вместимость — 240 человек, включая 70 членов экипажа. На палубе — вертолетная площадка.
Это будет крупнейшее научно-экспедиционное судно такого класса в мире. Сможет брать на борт несколько тысяч тонн топлива, объем трюмов — пять тысяч кубометров.
«Срок службы — 25-30, а то и 40 лет. Хочется, чтобы на протяжении этого срока судно оставалось инновационным, соответствующим времени», — подчеркнул Макаров.
Ученые ждут новый ледокол к 2028-му. Если все получится, Россия гарантирует себе присутствие на Ледовом континенте на десятилетия вперед.