Обратились к истокам. Ученые исследовали временный детский коллектив

Обратились к истокам. Ученые исследовали временный детский коллектив

В ВДЦ «Орленок» проведено масштабное исследование временных детских коллективов. Специалисты изучили: динамику развития отряда, подростков-лидеров и аутсайдеров, а также ожидания детей от пребывания в лагере. Итоги представлены в сборнике «Летние объединения подростков: результаты психолого-педагогического исследования в ВДЦ «Орленок».

Как сообщают исследователи, эта работа началась в 2020 году. Ее целью был анализ и осмысление образовательной среды Центра, ее ключевых компонентов и составляющих.

"Исследования временного детского коллектива системно и глубоко проводились еще в советское время. К сожалению, сейчас их мало. Дефицит исследовательского материала создает трудности в поиске и разработке новых педагогических технологий, позволяющих создавать благоприятные условия для воспитания и социального развития детей и подростков", – рассказала начальник управления образовательных программ ВДЦ "Орленок" Лариса Сайфутдинова.

Она добавила, что, рассматривая коммуникационно-организационный компонент образовательной среды лагеря, было замечено, что современное состояние первичного временного детского объединения отличается от нашего традиционного понимания в силу его трансформации. Поэтому главным фокусом исследования стали особенности детского контингента, приезжающего на смены, динамика коллективообразования, особенности межличностного взаимодействия, подростки, «выпадающие» из межличностного общения (аутсайдеры), подростки-лидеры.

«В своем исследовании мы изучили динамику коллективообразования временного детского объединения, описали отличительные черты лидеров и аутсайдеров, выяснили ожидания ребят от пребывания в лагере, а также узнали их интересы и стремления», – объяснила Сайфутдинова.

Обратились к истокам. Ученые исследовали временный детский коллектив

Для некоторых родителей настоящее испытание – отправить ребенка в лагерь. Бывает, что и сами дети боятся уезжать из дома. Другая ситуация – когда ребенок уже в лагере, но звонит и просит его забрать. Как понять какие страхи ложные, а в каких действительно есть опасность? Как в первый раз отправить ребенка одного в лагерь?

Авторы сборника полагают, что современное понимание организации совместной жизнедеятельности в детском лагере претерпевает существенные изменения. Это связано с вариативностью деятельности, предлагаемой ребенку, возможностью выбирать, возможностью конструировать разнообразные форматы занятий, возможностью гибко реагировать на запрос ребенка.

Исследование было проведено в 6-8 смены, в нем были задействованы шесть детских лагерей («Солнечный», «Звездный», «Стремительный», «Штормовой», «Комсомольский», «Дозорный», «Олимпийский»), 20 первичных временных детских объединений (423 подростка). Научный руководитель исследования – Борис Викторович Куприянов, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук.

Обратились к истокам. Ученые исследовали временный детский коллектив

Добавить комментарий

Adblock
detector