«Нам нужны такие аварии»: как спасут космонавтов из «Союза» с пробоиной
- Фонтан «Циолковского»
- Космическая баня
- Космонавт-супергерой
- «Машина надежна»
- Роковой миллиметр
- «Мы слишком привыкли, что все идет по плану»
Государственная комиссия определилась с тем, как возвращать на Землю экипаж космического корабля, получившего повреждение на орбите. По мнению экспертов, выбрали наиболее разумный сценарий, а сама нештатная ситуация — полезный опыт, который пригодится при освоении дальнего космоса.
Фонтан «Циолковского»
Пятнадцатого декабря по Сети разошлись кадры трансляции НАСА с борта Международной космической станции: из пристыкованного к ней российского корабля «Союз МС-22» в космос летят брызги воды. Вытекала охлаждающая жидкость.
Тепло, которое выделяют тела космонавтов и бортовые приборы, отводят в космос специальные системы — одна из них вышла из строя.
Температура в корабле резко повысилась. Неофициально говорили о 50 градусах Цельсия, однако «Роскосмос» это опроверг, сообщив, что термометр показал 30.
Члены основного экипажа , космонавты «Роскосмоса» Дмитрий Петелин, Сергей Прокопьев и астронавт НАСА Франциско Рубио перед запуском ракеты-носителя «Союз-2.1а» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-22»
На самой МКС все было нормально. Но интернациональный экипаж надо возвращать на Землю. В сентябре корабль, названный в честь Константина Циолковского, доставил на орбиту россиян Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина, а также американца Франсиско Рубио — в рамках двусторонней программы перекрестных полетов (чуть позже Dragon взял на борт россиянку Анну Кикину).
Космическая баня
По данным «Роскосмоса», все системы «Союза МС-22» (кроме охлаждающей) функционировали штатно. Однако неизвестно, как они поведут себя после отстыковки. К тому же космонавтам по пути домой предстояло провести в жарком корабле около шести часов. Если даже в отключенном состоянии и при воздухообмене со станцией температура доходила до 30 градусов, можно только догадываться, до каких значений она бы поднялась с тремя мужчинами на борту и работающими приборами.
Была идея эвакуировать Прокопьева, Петелина и Рубио на «Союзе МС-23» — 16 марта на нем должен был прилететь следующий российско-американский экипаж. Корабль может добраться до станции и в автоматическом режиме. Правда, это не так надежно — в экстренных ситуациях космонавты стыкуются на ручном управлении.
В профильных телеграм-каналах прошла информация, что на «МС-23» в одиночку стартует опытный космонавт Олег Кононенко, ранее его отправляли на орбиту разбираться с другой нештатной ситуацией — появлением загадочного «технологического отверстия» в «Союзе МС-09».
Космонавт-супергерой
Два других места в таком случае заняли бы ложементы-контейнеры с полезным грузом, которые заодно обеспечили бы правильную центровку корабля. При этом сценарии спустя полгода Кононенко, Петелин и Прокопьев возвращаются домой на 23-м «Союзе», а Рубио дожидается «Дрэгона» (но тогда на корабле SpaceX не удалось бы полететь космонавту Андрею Федяеву).
Посадка пилотируемого корабля «Союз МС-11»
По словам космического инженера, популяризатора космонавтики Ильи Овчинникова, у этого в целом привлекательного варианта есть недостатки. В частности, «Союз» физически сложно пилотировать в одиночку. Пристегнутому космонавту трудно дотянуться до некоторых систем управления. Разумеется, проблему можно решить с помощью специальных приспособлений — «указок». Однако одиночных полетов давно не было — и именно из соображений безопасности.
Наконец, предлагали поручить спасательную миссию Илону Маску, попросив его предоставить дополнительные места в «Дрэгоне».
«Машина надежна»
Чтобы выяснить причины инцидента и определиться с дальнейшими действиями, в «Роскосмосе» создали две рабочие группы. По итогам их исследований, а также с учетом рекомендаций совета главных конструкторов РКК «Энергия» госкомиссия приняла решение сводить проблемный корабль с орбиты в беспилотном режиме, а на замену ему отправить в феврале на станцию «Союз МС-23» — также без экипажа. При этом миссия Прокопьева, Рубио и Петелина продлевается на полгода, а полет следующего экипажа — россиян Кононеко, Николая Чуба и американки Лорел О’Хары — откладывается. Об этом в среду, 11 января, объявил глава «Роскосмоса» Юрий Борисов.
«Союз» без проблем состыкуется со станцией в автоматическом режиме, уверен Овчинников. По его словам, даже если не получится с первого раза, специалисты на Земле смогут «перепрошить» программу удаленно.
«Раз так решили, значит, есть уверенность в надежности машины», — говорит эксперт.
Он напомнил, что Россия уже отправляла «Союз» к МКС без экипажа в 2014-м — с роботом-андроидом FEDOR.
Роковой миллиметр
Рабочие группы установили, что пробоина — результат внешнего механического повреждения от космического мусора или очень маленького небесного тела.
Глава «Роскосмоса» уточнил: с «Циолковским» столкнулся метеороид, то есть антропогенный характер ЧП исключен. Борисов ссылается на данные американской видеокамеры с высоким разрешением. Размер отверстия, сквозь которое вытекла охлаждающая жидкость, — всего миллиметр.
Овчинников отмечает: столкновение космических аппаратов с подобными объектами — не редкость. Из-за мелких частиц естественного и искусственного происхождения на солнечных батареях станции постоянно возникают сколы. А в июне метеороид пробил зеркало сверхдорогого телескопа «Джеймс Уэбб».
Системы слежения видят только сравнительно крупные объекты.
«Мы слишком привыкли, что все идет по плану»
Происшествие с «Союзом» в конечном итоге должно принести пользу, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
«Мировая пилотируемая космонавтика подошла к черте, когда очень нужны различные нештатные ситуации, — говорит он. — Такие, как успешное срабатывание системы спасения экипажа при аварийном запуске «Союза» в 2018-м. Или образование трещин на МКС и применение технологий по выяснению причин ЧП. Почему это важно? Когда-нибудь мы обязательно пойдем в дальний космос. Там проблем будет много, поэтому лучше отработать как можно больше на орбите».
Хотя космонавтов и тренируют в различных аварийных ситуациях при подготовке, орбитальный опыт в разы полезнее, добавляет эксперт.
«Конечно, любые происшествия — это плохо. Но нам нужно уметь с ними справляться. Когда все гладко — нюх пропадает, руки забывают. Да, неприятность. Да, надо выяснить, что там случилось. Но это и есть путь освоения космоса. В последние годы мы слишком привыкли, что все идет по плану, и расслабились», — подчеркивает Ионин.
В дальнем космосе, например, по пути на Марс космонавты не смогут оперативно заменить поврежденный корабль на другой. Нужно научиться ремонтировать повреждения, подобные тому, которые получил «Союз МС-22», на месте — своими силами.