Новости

Эксперты рассказали, как российская космонавтика начинает новый виток своего развития

Двенадцать лет назад в головном институте Роскосмоса – ЦНИИ машиностроения состоялся большой научно-технический совет, на котором представители 13(!) организаций отрасли больше 8 часов совещались на тему, куда лететь России — на Луну или сразу на Марс. Сегодня так вопрос уже не стоит. Всем понятно, что в приоритете у нас Луна. Не только потому, что у России есть межпланетная станция «Луна-25», которая ждет своего старта в июле этого года, но и потому, что есть договоренность с китайскими товарищами вместе строить окололунную станцию, а может быть, и лунную базу. Накануне Дня космонавтики мы оценили с нашими экспертами, с чем вступает в новый этап международной кооперации наша космическая отрасль.

Эксперты рассказали, как российская космонавтика начинает новый виток своего развития

Фото: roscosmos.ru

«В хорошие-то времена на космос денег не было, а вы хотите, чтобы мы сейчас о Луне думали!» –  возмущался на днях один мой знакомый, экономист по профессии. У финансистов всегда денег ни на что не хватает, только в один прекрасный день откуда-то всплывают  сотни миллиардов евро,  причем, всплывают не у нас, а за границей… Так что давайте не будем про «денег нет, но вы держитесь», – в каждом олигархе, как говорится, можно найти что-то хорошее для блага страны, если хорошенько поискать…  

На чем летим в будущее?

Сегодня мы, увы, уже не претендуем на технологические подвиги, подобные тем, которые совершал Сергей  Павлович Королев. Его нишу, по мнению многих, занял мечтатель и деятель в одном лице Илон Маск, но это не значит, что мы должны уступить и все остальные позиции. Вызовом для нас является создание современных ракет-носителей, спутниковых группировок, которые обеспечивают гражданам хорошую навигацию, связь, точные карты. Несмотря ни на что, нельзя отказываться от создания новейших космических кораблей для пилотируемого освоения космоса. Наша страна уже с большим трудом удерживает паритет по пилотируемым запускам, по подготовке экипажей к длительному пребыванию на орбите, и это нельзя сбрасывать со счетов.

Подумать только, мы по сути до сих пор эксплуатируем королевскую «семерку» – ракету-носитель Р-7! Да, ее самая продвинутая версия – РН «Союз-2» самарского РКЦ «Прогресс» выполняет все поставленные задачи по-максимуму, это самый универсальный носитель, который сегодня может стартовать сразу с четырех космодромов: с Байконура, с Восточного, с Плесецка, с Куру, выводя на орбиту до 8 тонн полезной нагрузки, включая космические корабли и спутники различного назначения.

«Союз-2» обеспечивает выведение на орбиту пилотируемых кораблей «Союз» и грузовиков «Прогресс», но в ближайшем будущем ему на смену придут другие носители, которые создаются для более современных, комфортных «Орлов». Самым реальным претендентом на эту роль является «Союз-5» (наследник российско-украинской РН «Зенит»). Он будет выводить новые корабли на низкую орбиту (там, где сейчас летает МКС). Ранее его летные испытания планировались на конец следующего года, теперь, в связи с определенными событиями (о них чуть позже), сроки первых стартов пока неизвестны. 

Что касается полета к Луне, так далеко «Союз-5» «Орла» уже не потянет. Для этого планируется задействовать создаваемую в Центре им. Хруничева более тяжелую ракету-носитель «Ангара-А5». Как сообщил на днях агентству ТАСС гендиректор Центра Алексей Варочко, первая «Ангара-А5» будет поставлена на космодром Восточный для предполетной подготовки уже в конце 2023-го года.

Что касается первого беспилотного запуска корабля «Орел», который строится в РКК «Энергия», мнения разных экспертов по поводу сроков начала его летных испытаний расходятся: одни считают, что они начнутся в 2024-м, другие называют более реальным 2025 год.                                      

Ситуацию с импортозамещением в космической отрасли мы обсудили с членом Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Александром Железняковым.

— Если мы говорим о кораблях «Союз» или ракетах, а точнее о системах управления ими, на них не накладывают санкций (ведь они возят на МКС и американцев с европейцами). А вот доступ ко многим комплектующим для нашей новой космической техники –  под запретом. Теперь приходится добывать их при помощи параллельного импорта или создавать свое, – говорит Александр Борисович. – Взять хотя бы межпланетную станцию «Луну-25», старт которой мы с нетерпением ожидаем в июле этого года. Это будет первый пуск нашего аппарата на Луну, спустя 47 лет. Мы планировали ее запуск еще в 2022-м, но не смогли осуществить его, поскольку европейцы в последний момент забрали из проекта свой допплеровский измеритель скорости и дальности, без которого невозможна мягкая посадка аппарата на Луне. Нам понадобился год, чтобы создать свой прибор, провести его тестирования. 

 Примерно та же причина – нежелание иностранцев поддерживать наши новые проекты – отдаляет, по словам Железнякова, осуществление и многих других проектов. Но, уверенно говорит он, мы обязательно их осуществим.

С кем летим?

Поскольку главной целью трех космических держав – России, США и Китая – является экспансия Луны, которую надо осуществить до конца нынешнего десятилетия, начиная с 2010-х годов начали создаваться альянсы. Сначала руководство Роскосмоса изъявляло желание примкнуть к американской программе «Артемида». Однако, не удовлетворившись второстепенной ролью в ней, в марте 2021 года подписало меморандум о Международной научной лунной станции с Китаем. На нашем естественном спутнике, согласно проекту, планируется создать сначала посещаемую, а потом и обитаемую базу. 

– Я думаю, что совместный лунный проект станет вершиной наших отношений с китайцами, – говорит эксперт в области космонавтики Андрей Ионин. – Надеюсь также, что он перерастет российско-китайский формат и станет общим проектом для стран БРИКС (союз пяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР— Авт.). Думаю, все их представители разделяют эту идею, ведь любой международный проект – это жесткие сроки, бюджет и политическая ответственность каждой из стран-участниц, а значит – более ожидаемый успех предприятия. На пути к лунной станции нам можно было бы скооперироваться в создании кораблей и ракет.

Второй большой целью нашего альянса я вижу совместные программы совместного развития спутниковых группировок с китайцами. Как вы слышали, договор между руководителями нашей навигационной системой ГЛОНАСС и китайской Бэйдоу уже подписан. Дальше было бы неплохо договориться и по поводу совместной системы дистанционного зондирования Земли и космического интернета по типу StarLink Илона Маска. Думаю, что нечто подобное уже планируется, не случайно же глава Роскосмоса Юрий Борисов был членом узкого круга российских представителей во время переговоров с Си Цзиньпином в Москве.

Откуда летим?

На фоне последних политических событий мы ушли с космодрома в Куру и сильно схлестнулись с казахами, которые арестовали имущество нашего Центра эксплуатации наземной инфраструктуры на Байконуре на 2 миллиарда рублей (13 с лишним миллионов тенге). Причина раздора – до сих пор не доведенный до ума, то есть, до пусков, российско-казахский стартовый комплекс «Байтерек». 

Договор о создании космического комплекса был подписан президентами Путиным и Назарбаевым в 2004 году. Казахская сторона, которая была заинтересована в технологическом развитии страны, должна была вкладывать деньги в модернизацию стартового стола, российская – готовила саму ракету-носитель. Первоначально на роль «международного» носителя рассматривалась «Ангара».

Эксперты рассказали, как российская космонавтика начинает новый виток своего развития

Фото: roscosmos.ru

— Для России, по сути, этот вариант был вполне выгоден, ведь в Плесецке под «Ангару» у нас уже был переделанный стол РН «Зенит», – поясняет Андрей Ионин. – То же самое должно было появиться и в Казахстане, где можно было все обустроить по образу и подобию варианта в Плесецке. Но, к сожалению, дальше у нас началась свистопляска… По первоначальным планам, «Ангара» должна была появиться в 2007-2008 годах, однако сроки много раз переносились, и руководство Роскосмоса решило поменять ракету для «Байтерека», полностью воссоздав из российских комплектующих «Зенит». Увы, и он надолго не задержался, – после мы еще несколько раз меняли мнение по поводу ракеты-носителя, пока не остановились на «Союзе-5». Но и с ним ничего пока не вышло ввиду отсутствия понимания, зачем это вообще нужно. В 2022 году должны были состояться первые испытательные пуски, но сроки были сорваны, причем, свой вклад в это внесла и казахская сторона.

– Зачем-то раньше нужно было это соглашение, раз стороны подписали его?

– В 2004-м, когда была другая политическая ситуация, создание на Байконуре «Байтерека» было жестом, скрепляющим  отношения России и Казахстана. Одновременно мы переподписали договор об аренде собственности Байконура (вся она после распада СССР стала принадлежать Казахстану). Аренда стоила нам по 115 миллионов долларов в год.

— По-вашему, это было справедливо?

— На то время справедливо, ведь у нас тогда с Байконура летали «Союз», «Протон», «Зенит», «Днепр». Сейчас, когда количество стартов сократилось чуть ли не в пять раз, – нет «Зенита», нет «Днепра», к завершению идет программа «Протонов», а ракеты стартуют только с двух действующих площадок (у нас – по 4 старта в год), на мой взгляд, это дороговато.

– Как можно было бы по-вашему оживить наши отношения с Казахстаном в части пользования космодромом?

– Рассориться и бросить все там, конечно, было бы большой глупостью. Ведь, как ни крути, на Байконуре нашими специалистами создана отличная (и очень дорогостоящая) инфраструктура, включая техническую и стартовую. Все до сих пор надежно работает. Не будет этой инфраструктуры — пока неоткуда будет отправлять наши пилотируемые корабли. Поэтому, на мой взгляд, нам обязательно надо договариваться и развивать на Байконуре разные программы. В первую очередь – довести до ума «Байтерек», создав для него ракету среднего класса, тот же «Союз-5». Пригласить в кооперацию еще и ОАЭ, которые давно присматриваются к Байконуру. Казахская площадка, наши технологии, арабские деньги, – все это отлично могло бы работать.

– Слышала, что у наших может быть опасение по поводу «увода» российских технологий в случае такой кооперации, и тогда мы можем лишиться заказов даже на те пуски, которые у нас еще есть.

— Невозможно догнать того, кто впереди, и кто быстро бежит. Если Россия будет развиваться технологически, не надо бояться, что ее в чем-то обгонят. Наоборот, если другие страны перейдут на наши стандарты и наши инженерные школы, это хорошо, пускай как можно больше стран развивается в русле наших технологий, зависят от них!

 … Пока же основная надежда на будущие пуски связаны у нас с космодромом Восточный. Как я уже писала,  на сегодняшний день, с него стартуют лишь ракеты-носители «Союз-2», но уже в декабре 2023-го здесь состоятся первые наземные испытания ракеты-носителя «Ангара-А5», три первых летных пуска которой уже были осуществлены ранее с космодрома Плесецк. Для пилотируемых пусков планируется в будущем использовать вариант «Ангара-А5П».

Если мы сейчас откажемся от нашего гипотетического бега за космическими результатами, то уже с 2025-го года будем кусать локти, потому что к этому времени американцы высадятся на Луне, в 2026-м китайцы отправят туда же свою автоматическую станцию… Начнется совершенно новый виток развития космонавтики, но без нас. Ради этого ли рисковали жизнями наши первые космонавты, совершали трудовые и научные подвиги конструкторы и инженеры?

Добавить комментарий