Расшифрован «аромат вечной жизни» из захоронений времен египетских фараонов
Недавно возрожденный древний запах может помочь раскрыть жизнь женщины, погребенной вместе с фараонами. Ученые расшифровали древний аромат, идентифицировав ингредиенты, использовавшиеся в египетских бальзамах для мумификации, и возродили этот аромат.
Фото: Museum August Kestner
Те, кто жаждет ощутить этот аромат прошлого, смогут найти то, что исследователи назвали “ароматом вечности”, на предстоящей выставке в музее Мосгаард в Дании, сообщает CNN.
Запах, также называемый “ароматом вечной жизни”, основан на пчелином воске, растительных маслах и древесных смолах из далеких стран, которые команда обнаружила в бальзамах, использовавшихся более 3500 лет назад для сохранения Сенетней, знатной женщины, чьи останки были обнаружены в египетской Долине царей в 1900 году.
Это открытие дает представление о социальном статусе Сенетней, а также о методах, использовавшихся для сохранения ее останков, и о значении ингредиентов бальзама. Исследование с подробным описанием результатов опубликовано в четверг в журнале Scientific Reports.
“Ингредиенты для бальзамирования, найденные в бальзамах Сенетней, являются одними из самых сложных и разнообразных, когда-либо идентифицированных в этот период, что свидетельствует о тщательности и утонченности, с которыми создавались бальзамы”, — рассказывает ведущий автор исследования Барбара Хубер, докторант Института геоантропологии Макса Планка в Германии.
“Наличие такого широкого спектра ингредиентов, включая экзотические вещества, такие как даммар или смола фисташкового дерева, указывает на то, что для ее бальзамирования использовались чрезвычайно редкие и дорогие материалы”, — добавила Барбара Хубер. – Это указывает на исключительный статус Сенетней в обществе”.
О Сенетней мало что известно, но предыдущие исследования установили, что она жила около 1450 года до нашей эры и была кормилицей фараона Аменхотепа II, долгожданного сына и наследника фараона Тутмоса III. Она заботилась об Аменхотепе II и кормила его грудью в младенчестве.
Согласно историческим записям, Сенетней была удостоена титула “Украшение царя” и стала ценным членом окружения фараона. После ее смерти жизненно важные органы Сенетней были забальзамированы и помещены в четыре канопы с крышками в форме человеческих голов (канопа – ритуальный сосуд с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили извлечённые при мумификации из тел умерших органы).
Египтяне тщательно удаляли такие органы, как легкие, печень, желудок и кишечник, во время процесса мумификации, чтобы предотвратить рост бактерий и лучше сохранить тело. Согласно исследованию, египтяне верили в сохранение тела для загробной жизни, чтобы душе человека было куда вернуться.
После процесса бальзамирования кувшины были помещены в царскую гробницу в Долине царей, где египтолог Говард Картер нашел их в 1900 году. Тело Сенетней так и не было найдено. (Позже Картеру приписали открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году.)
Согласно исследованию, включение Сенетней в Долину царей, “некрополь, обычно предназначавшийся для фараонов и могущественной знати”, свидетельствует о “необычайных привилегиях и высоком уважении, которым Сенетней, вероятно, пользовалась у фараона”.
“Эта работа дает представление о тех огромных усилиях, на которые шли египтяне в своей похоронной практике, и не только для фараонов, но и для других членов общества”, — рассказала соавтор исследования Николь Бойвин, руководитель исследовательской группы в Институте геоантропологии Макса Планка. — Но это также проясняет, что Сенетней была значительной личностью, значение которой превосходит простое описание ее как кормилицы будущего фараона Аменхотепа II”.
Два кувшина, в которых когда-то содержались легкие и печень Сеннетней, с 1935 года являются частью египетской коллекции музея Августа Кестнера в Ганновере, Германия. Они пережили разрушение во время Второй мировой войны, поскольку хранились в соляной шахте. Две другие банки, которые не были частью исследования, хранятся в других коллекциях.
Содержимое давно исчезло, но исследователи смогли соскрести внутреннюю поверхность банок, чтобы изучить остатки бальзамов, а также то, что просочилось в пористый известняк банок.
Точные рецепты, используемые при мумификации, долгое время обсуждались, поскольку в древнеегипетских текстах не указаны точные ингредиенты. Команда начала свои исследования по определению ингредиентов бальзама в 2021 году, используя различные высокоразвитые аналитические методы. Бальзамы в двух баночках немного отличались друг от друга, что означает, что в зависимости от того, какой орган консервировался, могли использоваться разные ингредиенты.
Бальзамы содержали пчелиный воск, растительные масла, животные жиры, природный битум и смолы. Также присутствовали такие соединения, как кумарин и бензойная кислота. Кумарин, обладающий ароматом, похожим на ваниль, содержится в растениях гороха и корице. Бензойная кислота содержится в смолах и камедях деревьев и кустарников.
В банке, используемой для хранения легких Сенетней, исследователи обнаружили ароматные смолы лиственницы и что-то, что является либо даммаром с деревьев, произрастающих в Индии и Юго-Восточной Азии, либо смолой фисташковых деревьев, относящихся к семейству кешью.
“Наличие определенных ингредиентов указывает на то, что египтяне создали далеко идущие торговые пути и сети. Примечательно, что присутствие смолы лиственничного дерева, которая происходит из северного Средиземноморья и Центральной Европы, и, возможно, даммара, смолы, характерной исключительно для тропических лесов Юго-Восточной Азии, подчеркивает обширность египетских торговых путей в середине 2-го тысячелетия до нашей эры”, — говорит Барбара Хубер.
Исследователи все еще работают над подтверждением того, был ли даммар одним из ингредиентов.
“Если это даммар, то он прошел шокирующе долгий путь, и это дает новое представление о древних торговых путях, — отмечает Николь Бойвин. – Путешествия были чрезвычайно трудными, и значительные морские экспедиции все еще были относительно редки. Маловероятно, что египтяне сами отправлялись в эти далекие земли, скорее всего, они были частью сетей обмена, которые соединялись с другими сетями. Но это были ранние этапы глобализованного мира, в котором мы живем сегодня”.
По словам авторов исследования, если подтвердится, что даммар является ингредиентом, это также будет свидетельствовать о том, что египтяне получили доступ к смоле почти на тысячелетие раньше, чем ожидалось. Даммар был недавно идентифицирован как ингредиент для бальзамирования в Саккаре, датируемый первым тысячелетием до нашей эры.
Новые находки позволяют предположить, что относительно сложные бальзамы, использовавшиеся при консервировании Сенетне, возможно, положили начало тенденции к более сложным бальзамам, используемым позже.
После определения ингредиентов исследовательская группа совместно с французским парфюмером Кэрол Кальвез и музееведом Софией Коллетт Эрих воссоздала настоящий аромат бальзама.
По словам Барбары Хубер, тщательный процесс занял месяцы и множество итераций, прежде чем они получили исторически точный и запоминающийся аромат. “Когда я впервые столкнулась с этим ароматом, это было глубокое и почти сюрреалистическое переживание”, — сказала она. — После того, как я потратила столько времени, погруженная в исследования и анализ, наконец-то ощутить эту осязаемую, ароматическую связь с древним миром было трогательно. Это было похоже на слабое эхо из прошлого.”
По ее словам, исследовательская группа хотела предложить посетителям музея более полное погружение в древний мир, включив элемент обоняния, а также сделав его более доступным для посетителей с ослабленным зрением. “Аромат вечной жизни” станет частью древнеегипетской выставки в Датском музее, которая откроется в октябре.
“Аромат обеспечивает уникальную, интуитивную связь с прошлым, вызывая своего рода путешествие во времени, которое является интимным и вызывающим воспоминания, — сказала Барбара Хубер. – Вновь представляя этот древний аромат, мы стремимся преодолеть разрыв между ”тогда" и "сейчас", позволяя посетителям по-настоящему "вдохнуть" частичку древности".