Новости

К 55-летию ухода из жизни Юрия Гагарина: он останется главной «звездой» человечества

С первых дней своего разумного существования человечество смотрело на звезды. Для первобытных людей звезды были совсем близко: достаточно влезть на самую-самую высокую гору — и до них рукой подать. С развитием науки и знаний человека о мире звезды становились все дальше. Люди поняли, что живут не на плоской Земле, стоящей на трех китах, а в невообразимо сложном и невообразимо огромном мире. Но что интересно — чем больше люди получали знаний об окружающем мире, чем более развитой становилась техника, тем больше становилось их желание добраться до звезд. Люди смотрели вверх.

К 55-летию ухода из жизни Юрия Гагарина: он останется главной «звездой» человечества

Уже в XIX веке фантастическая литература о космических путешествиях стала довольно распространенной — достаточно вспомнить дилогию Жюля Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны». Не отставала от литературы и наука — уже в 1881 году наш гениальный ученый, революционер и социалист Николай Кибальчич, находясь в тюрьме, за несколько дней до казни разработал проект реактивного летательного аппарата, который должен был совершать пилотируемые космические перелеты и даже предложил способы управления им путем изменения угла наклона двигателя. В работе говорилось и о принципах устойчивости такого аппарата, и даже о решении вопросов торможения в атмосфере. Увы, царские власти не дали даже опубликовать работы Кибальчича, они были обнародованы только в 1918 году, сразу после того, как наша страна в социальном плане совершила самый настоящий рывок к звездам. Показательно, что Кибальчич был ученым и революционером — психотипы этих людей часто схожи, и именно они чаще всего думают о звездах и будущем.

Уже в начале XX века литература о межзвездных путешествиях становится массовой, и ей отдают дань самые выдающиеся писатели, такие как Алексей Толстой с его романом «Аэлита», в котором двое землян отправляются на Марс и совершают там социалистическую революцию. Идеи Константина Циолковского о том, что человечество станет космическим, уже не выглядели чем-то невероятным.

После Второй мировой войны, самой страшной войны в истории человечества, в которой самая светлая идея победила самую темную, все, что связано с будущим, с прогрессом, получило огромный толчок вперед. И в социальном плане, и в технологическом люди оказались в готовности номер один для полетов в космос. Мировую литературу просто захлестнула волна научной фантастики — от ширпотреба до самой гениальной, от лучших писателей, которая практически полностью была посвящена космическим полетам. Даже самые далекие от космоса обыватели хоть иногда, но смотрели на звезды.

Науку, как и все прочие сферы нашей жизни, подхлестывало соревнование двух систем — для двух супердержав, СССР и США, важно было доказать, что именно их строй является самым лучшим и что за ним будущее в самом буквальном смысле слова, а космическая гонка, требовавшая больших ресурсов, подходила для этих целей как ничто другое.

4 октября 1957 года произошел настоящий прорыв — СССР первым в мире вывел в космос искусственный спутник Земли. Всего лишь через 12 лет после самой разрушительной, самой кровопролитной в истории человечества войны наша страна вышла вперед в космической гонке. Однако главное достижение в истории человечества было впереди.

12 апреля 1961 года гражданин нашей страны, Союза Советских Социалистических Республик, коммунист Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире пилотируемый полет в космос. Весь мир услышал его знаменитое «Поехали!». Человечество стало космическим. Не побоюсь этого слова, но, думаю, в истории человечества это главное событие. Через тысячи лет, когда люди значительно поумнеют и шагнут вперед не только в технологическом, но и в социальном и в моральном плане, прекратятся все войны, которые будут изучаться как далекая-далекая история, а люди завоюют космос, полет Юрия Гагарина объективно будет восприниматься как начало новой эры. Возможно, именно от этого главного в истории человечества события будет вестись новое летоисчисление. Те, кто постарше, помнят, что все человечество, далеко за пределами нашей страны, даже в капиталистических странах, было охвачено гордостью, счастьем и энтузиазмом. И несмотря на то, что Гагарин сделал вокруг Земли всего один виток, звезды стали близки к нам как никогда.

Советский Союз продемонстрировал всему миру, что в нашей стране простой молодой человек, из народа, может первым выйти в космос. Безусловно, перед полетом в космос Гагарин прошел жесткий отбор, прежде всего по здоровью и профессиональным критериям. Но, уверен, наше правительство прекрасно понимало, какая огромная психологическая нагрузка свалится на человека, первым шагнувшего в космос, поэтому психологическая устойчивость была также важна. Думаю, и внешние данные сыграли свою роль. Ведь после возвращения на Землю Гагарин стал самой главной «звездой» человечества, на него обрушилась невероятная слава и всемирная любовь, усиленная и тем, что сам Гагарин был настолько обаятельным, приятным и в самом лучшем смысле слова простым, что термин «гагаринская улыбка» вошел во все языки мира как один из главных комплиментов. Думаю, Гагарин был и останется надолго, если не навсегда, самым известным и популярным человеком в мире.

Советское правительство не ошиблось в своем выборе — Юрий Алексеевич Гагарин с честью выполнил и все полетные задания, и в дальнейшем полностью оправдал доверие народа. Думаю, лучше самого Гагарина и не скажешь: «Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой — можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня: первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить человечеству дорогу в космос. И если, тем не менее, я решаюсь на этот полет, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников, советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа. Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма — общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле…»

После полета Гагарина человечество имело еще множество достижений в космической сфере, и наша страна в целом сохраняла лидерство. Космическая гонка и соревнование двух держав продолжалось, хотя к концу 80-х годов прошлого века и стало более обыденным.

А в 1990-х годах прошлого века звезды не то что оказались дальше, они просто перестали быть нужными большинству тех, кто должен был определять стратегическую линию человечества. Можно сказать, что лозунг «Не смотрите наверх!» и его вариации «Бери от жизни всё!», «Живи для себя!», «Живи сегодняшним днем!» стали лозунгом множества политических партий и политиков. Прогнозы научной фантастики 60-х, которые предсказывали к 2000-м годам полеты по всей Солнечной системе, совместное освоение космоса, международные космические базы на Луне и Марсе, абсолютно не оправдались, причем не по объективным, техническим причинам — при желании человечество может осуществить такие проекты в ближайшие годы. Они не оправдались по причинам исключительно субъективным, просто стало как-то не до них. Появилось много чего другого, из-за чего даже не самые плохие люди вынуждены смотреть теперь не на звезды, а все больше себе под ноги.

Ровно 55 лет назад, 27 марта 1968 года, Юрий Гагарин вместе с опытнейшим летчиком Владимиром Серегиным отправился в свой последний полет. Его самолет разбился возле села Новоселово Владимирской области. Точные причины катастрофы не выяснены до сих пор.

Но некоторые говорят, что Гагарин не погиб, а был спасен представителями сверхцивилизации, которая наблюдает за нами и в критические моменты приходит на помощь. И сейчас он живет у них, но обязательно вернется — вернется, когда мы снова научимся смотреть на звезды!

Добавить комментарий